Ворота Арктики - терминал беспричальной отгрузки нефти
Транспортировка

Ворота Арктики — терминал отгрузки нефти

Стационарный морской ледостойкий отгрузочный терминал (СМЛОТ) беспричальной отгрузки построен в акватории Обской губы

Открытие стационарного морского ледостойкого отгрузочного терминала (СМЛОТ) беспричальной отгрузки нефти Ворота Арктики состоялось на Ямале.

Участие в церемонии по видеосвязи принимал В. Путин.

СМЛОТ построен в 300 км от порта Сабетта в районе Мыса Каменного на Ямале, в акватории Обской губы и расположен в 700 км от существующей нефтетранспортной системы (НТС).

СМЛОТ соединен с Новопортовским нефтегазоконденсатным месторождением (НГКМ) магистральным нефтепроводом (МНП) протяженностью порядка 105 км.

vorota A 2020-min.jpg

Характеристики СМЛОТ:
  • расстояние до берега — 3,5 км,
  • установка рейдового налива башенного типа (ALT),
  • общая высота — более 80 м,
  • пропускная мощность — до 8,5 млн т/год,
  • 2 — уровневая система противоаварийной защиты,
  • рассчитан на работу в экстремальных природно-климатических условиях: — при температуре — ниже -50 °С, — при толщине льда — до 2,5 м.

Срок строительства — 4 года.
Стоимость строительства — 186 млрд рублей.

Вспомогательный флот:
  • 6 танкеров ледового класса Arc7 серии Штурман, спроектированные и построенные по заказу Газпром нефти. Технические характеристики: грузовместимость 42 тыс. тонн при максимальной осадке в 9,5 м, что позволяет им работать на малых глубинах в пресной воде Обской губы, могут самостоятельно преодолевать лед толщиной 1,4 — 1,8 м,  оборудованы носовыми погрузочными устройствами для загрузки нефти с башни СМЛОТ.
  • ледоколы «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий», построенные по заказу «Газпром нефти» Выборгским ССЗ. Характеристики: автономность 40 дней автономной работы при температуре в -50оС, скорость 16 узлов (30 км/ч) на чистой воде, наличие винторулевых колонок (ВРК), позволяющих совершить разворот на 360о/ мин,  мощность силовых установок в 22 МВт, ледопроходимость до 2 м сравнима с проходимостью атомных ледоколов.
Береговая инфраструктура СМЛОТ:
  • 2 нитки сухопутного нефтепровода диаметром трубы Ø720 мм общей протяженностью 3 км;
  •  узел присоединения к приемо-сдаточному пункту (ПСП );
  • 2 нитки утепленного подводного нефтепровода Ø 720 мм общей протяженностью 7,9 км с циркулирующей системой подогретой нефти в период между отгрузкой,
  • комбинированный питающий и оптоволоконный кабель систем автоматизации между береговой структурой и СМЛОТ,
  • резервуарный парк,
  • насосно- перекачивающие станции (НПС) с системой защиты от гидроударов, минимизирующей вероятность нарушения герметичности (МНП).

В строительстве СМЛОТ принимала участие крановое судно «Олег Страшнов» ЛУКОЙЛа, грузоподъемностью 5 тыс т.

Неподалеку уже есть СМЛОТ Варандей ЛУКОЙЛа мощностью более 8 млн т/год нефти, стоимостью вместе со всеми объектами инфраструктуры — 78 млрд рублей.

В 2009 г рассматривался проект строительства спецморнефтепорта Белушья губа на Новой Земле, но проект не получил поддержку.

Нефть предполагалось доставлять на Новую Землю с материка по специально построенному МНП.
Незамерзающий в условиях регулярного судоходства порт Белушья Губа мог стать эффективным местом отгрузки нефти.

Источник